ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля. Структуру процессов внутришкольного контроля можно представить следующим образом. Форма контроля Вид контроля Фронтальный вид 1 2 1. Контроль за работой одного учителя по Персональн всем вопросам образовательной ый контроль деятельности (проводится при аттестации учителя) Тематический вид 3 Контроль за работой одного учителя (классного руководителя) по определенной теме (продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или контроль какой-либо стороны его деятельности (например, уровня требования к знаниям учащихся и т. п.), или конкретного учащегося (одаренные, «трудные» и т. д.) 2. • Контроль за деятельностью учителей, Контроль за учащимися целого класса по Классно-обо классных руководителей, воспитателей, какой-то одной теме или изучение состояние бщающий работающих в одном классе (в одной конкретного вопроса (например, контроль контроль параллели); группы учителей по изучению дозировки • выполнение родительских домашнего задания в одном классе и т. п.) обязанностей в воспитании; • уровень ЗУН (срез); • работа служб в данном классе и т. д. 3. Контроль за формированием системы Контролю подвергаются учителя, ведущие Предметно-о знаний, умений и навыков у учащихся по один предмет по конкретной теме (проблеме) бобща-ющи конкретному предмету, изучение й контроль вопросов преемственности в обучении и др. (Например, контро-лируются учителя, ведущие один предмет с 5 по 11 класс) 4. Контроль за работой учителя на каждом этапе Тематически обучения (например, по вопросу развития -обобщающ познавательной самостоятельности или ий контроль формирования личности учащихся в целом) Окончание табл. 1 2 5. Обзорный Контроль за отдельными вопросами контроль образовательной деятельности в целом (состояние школьной документации; состояние трудовой дисциплины учителей; состояние учебно-технического оборудования; состояние учебных кабинетов на конец учебного года; обеспеченность учащихся учебной литературой и др.) 3 6. Контроль за состоянием вопросов в комплексе Комплексно- для параллели классов (уровень знаний и обобщающи воспитанности учащихся в параллели, качество й контроль работы классных руководителей параллели, качество преподавания в параллели, выполнение родительских обязанностей в параллели и др.) Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного объекта управления. Тематический контроль осуществляется в любое время года. Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления. Форма контроля – это способ организации контроля. Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Ф о р м ы к о н т р о л я можно различать: – по признаку исполнителя; – по характеру объекта; – по используемым методам; – по признаку логической последовательности; – по периодичности проведения. Формы контроля 1 • По признаку исполнителя. Коллективная Взаимоконтроль Самоконтроль Административный плановый контроль Административный Пояснения 2 К контролю привлекаются все ступени управления: администрация, руководители МО, опытные учителя, учащиеся, родители – при четком определении объектов и рамок контроля К контролю привлекаются руководители МО, опытные учителя и классные руководители через наставничество, взаимопосещение уроков, воспитательные мероприятия и т. п. Делегируется наиболее опытным учителям и классным руководителям с обязательной периодической отчетностью по предлагаемым схемам, алгоритмам и т. п. Осуществляется директором, его заместителями, руководителями МО в соответствии с планом внутришкольного контроля Осуществляется директором и его заместителями при появлении не регулирующий контроль предусмотренных планом проблем Формы контроля Объекты контроля • По характеру Уровень знаний и воспитания учащихся какого-либо класса. Качество и объектов контроля. методы преподавания в классе. Качество работы классного руководителя. Классно-обобщающий Выполнение родительских обязанностей в воспитании детей Фронтальный Состояние преподавания отдельных предметов во всех или части классов. Состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-либо параллели и т. п. Тематический Работа всего коллектива над какой-либо проблемой. Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме какого-то предмета. Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении и т. п. Персональный Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-либо стороны его деятельности и т. п. Обзорный Состояние школьной документации. Состояние трудовой дисциплины учителей. Состояние учебно-техничес-кого оборудования и т. п. Формы контроля • По используемым методам. Наблюдение Проверка документации Опрос: а) устный; б) письменный: – контрольная работа (срез); – анкетирование открытое; – анкетирование закрытое Тестирование Разъяснение Посещение уроков, внеклассных мероприятий и т. п. с последующим анализом Формы контроля • По признаку логической последовательности Разъяснение Входной (нулевой); текущий контроль; предварительный; промежуточный; итоговый Работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами школьников, журналами по технике безопасности и т. п. Произвольная беседа или собеседование по специально подготовленной программе. Проверяется уровень знаний, навыков, умений учащихся. Не ограничиваются варианты ответов на запрограммированные вопросы. Варианты ответов ограничены. Метод психологический диагностики для измерения индивидуальных различий Оперативный анализ Анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками и т. п. Ретроспективный Оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, преподавателями анализ вузов на основании вступительных экзаменов и т. п. • По периодичности проведения Эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти); периодический (ежедневный, еженедельный и т. п.). Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательской деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Некоторые методы контроля. Наблюдение – исследование, изучение чего-либо. Анализ – разбор с выявлением причин, определение направлений развития. Беседа – деловой разговор на определённую тему, обмен мнениями. Изучение документации – тщательное исследование с целью ознакомления, выяснения. Анкетирование – способ исследования путём опроса. Хронометраж – измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций. Устная или письменная проверка знаний – испытание для выявления уровня обученности и другие методы. Итогом контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении является составление аналитической справки. При составлении справки можно воспользоваться следующими методическими рекомендациями: СОДЕРЖАНИЕ СПРАВКИ Вводная часть: предмет изучения; сроки изучения; тема проверки; цель и программа проверки; кто проверяет; объем проделанной работы. Основная часть: – общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки; – достоинства и недостатки его решения; – факторы или условия, а также причины появления как положительных, так и отрицательных сторон. Установление причинно-следственных связей, обеспечивших получение тех или иных результатов. Таким образом, в основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям. Заключительная часть: – обобщение результатов анализа, выводы; – определение конкретных рекомендаций с указанием сроков исполнения; – указание сроков и форм подведения итогов; – подпись автора справки _____________ ; – дата составления справки ____________ . С п р а в к и можно подразделить на следующие виды: Справки по охране жизни и здоровья участников педагогического процесса – по организации питания учащихся; – об итогах проверки по ОБЖ учащихся; – о проверке дозировки домашних заданий; – о выполнении санитарно-гигиенического режима в школе; – о результатах медицинского осмотра учащихся; – о соблюдении ТБ в кабинетах химии, физики, информатики; – об организации и проведении мероприятий по ГО; – о профилактике заболеваний и охране здоровья Справки по организации внутришкольного управления и контроля за учебно-воспитательным процессом – по итогам успеваемости за четверть, год; – по результатам обученности учащихся по предметам; – по итогам тематического контроля; – по итогам персонального контроля; – по итогам классно-обобщающего контроля; – об организации обучения детей, находящихся на индивидуальном обучении; – об организации индивидуальной работы с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях; – о посещаемости учащихся; – о результатах промежуточной аттестации; Справки по организации работы с педагогическими кадрами – об итогах аттестации учителей за год; – о результате работы методических объединений учителей-предметников; – об итогах курсовой переподготовки учителей Справки по итогам проверки документации – личных дел; – классных журналов; – тематических планов; – журналов по технике безопасности; – алфавитной книги; – планов работы методических объединений; – журналов работы кружков и секций; – планов работы классных руководителей; – тетрадей учащихся; – дневников учащихся; – журналов регистрации вводного инструктажа по технике безопасности и охране здоровья учащихся на рабочем месте Справки по результатам контроля за внеклассной работой – о состоянии кружковой работы; – о состоянии спортивно-оздоровительной работы; – о работе школьной библиотеки; – о проведении предметной недели; – об участии в районных, городских и областных олимпиадах и конкурсах; – об организации и проведении классных часов; – о качестве проведения классных родительских собраний; – об изучении совместной работы классного руководителя и родителей с трудными подростками; – о совместной деятельности школы и внешкольных учреждений по воспитанию учащихся Справки по итогам внешней проверки